Виды потребностей
Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.
В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.
В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).
Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).
Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
Потребности человека имеют общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.
Мотивы
Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.
Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.
Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
Мотив характеризуется силой и устойчивостью выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции
Основные характеристики мотива
Выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества
Сила
Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени
Устойчивость
Характеристики мотива
Функции мотива
Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, егоповедение и деятельность
Побуждающая
Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения
Направляющая
Определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов
Регулирующая
Функции мотива
Выделяют различные виды мотивов
Виды мотивов
По предметному
содержанию
По содержанию
потребностей
По степени
осознания
Биологические
Осознанные
Предметные
Социальные
Функциональные
Неосознан
ные
Мотив
достижения
Мотив
избегания
Мотив
аффилиации
Мотив
отвергания
Мотив
власти
Классификация мотивов
Биологические мотивы – это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.
Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.
Мотив достижения проявляется как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.
Мотив избегания выражается в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств).
Мотив аффилиации (стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми.
Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.
Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д.
Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями.
Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.
Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.
При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.
Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.
По мнению психологов, влечение – первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.
В структуре установки выделяют три подструктуры:
поведенческую – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.
Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и обусловливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.
Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.
Направленность личности
Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности
Формы направленности личности
Система взглядов на окружающую человека объективную реальность
Мировоззрение
Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением
Убеждение
Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания
Идеал
Интересы
Специфическая познавательная направленность на предметы
Склонности
Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься
Желания
Мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения
Влечения
Побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность
studfiles.net
Виды потребностей человека
14 марта 2015 Автор: Александр Харин
Рубрика: Постановка целей, реализация желаний, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Тайны скрытого влияния
Принято считать, что человеком движут его желания и потребности. И чем они разнообразнее, тем интереснее жизнь. Если говорить о желаниях, то под ними подразумевается то, что очень хочется воплотить. А потребности – это то, без чего невозможно обойтись. Виды потребностей человека разнообразны. Поэтому стоит помнить, что поскольку все мы разные, то соответственно, и потребности каждого человека отличаются.
Для всех людей потребности являются своего рода двигателем в жизни, они дают силы и побуждают действовать. И пока человек не реализует любую из своих насущных потребностей, он находится в состоянии стресса.
Виды потребностей человека. Пирамида Маслоу
Самую популярную пирамиду ценностей создал Абрахам Маслоу. У него она состоит из пяти ступеней, однако некоторые исследователи добавляют еще и шестую. Рассмотрим их, чтобы понять, чего же мы хотим от жизни.
Первая ступень – физиологические потребности. Наше тело просит, а порой даже требует удовлетворять его физические потребности. И никуда от этого не денешься. Например, кто-то любит вкусно поесть, а для тех, кто живет в нищете, насытиться – это дело первостепенной важности. Как бы там ни было, каждый согласится, что на голодный желудок не особо хочется ходить на концерты или вести какие-то философские беседы.
Вторая ступень – потребность в безопасности. Каждому человеку присущ инстинкт самосохранения, а значит все мы хотим жить безопасно. Мы задумываемся не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, послезавтрашнем и так далее. Мы стремимся приобретать качественные вещи, при покупке техники хотим получить длительную гарантию, в машине устанавливаем усиленную защиту. Все это элементы безопасности, которыми мы окружаем себя на протяжении всей жизни.
Третья ступень – это потребность чувствовать себя нужным в этом мире, быть его частью. Поэтому, если нас отвергают, мы чувствуем себя несчастными. Когда же мы слышим слова симпатии, комплименты, то словно расцветаем и наполняемся силой. Причина в том, что человек – социальное существо. Нам хочется контактировать с миром и получать одобрение окружающих.
Четвертая ступень – потребность в признании и уважении. Мы хотим быть не просто личностью, а неординарной личностью, выделяться чем-либо на фоне других, быть особенными. Кто-то для этого покупает дорогие автомобили, кто-то пытается писать стихи, а кто-то защищает кандидатскую диссертацию. На этой ступени мы пытаемся чем-то отличиться, чего-то добиться, оказаться значимыми для других и оставить после себя что-то ценное.
Последняя, пятая ступень – самоактуализация, потребность в самовыражении и самореализации. Стоит отметить, что далеко не каждый способен ее достичь. А для тех немногих, кто находится на этой ступени развития, все остальное отходит на второй план. Такой человек творит, потому что хочет; так желает его душа. Он пишет стихи, сочиняет музыку, рисует картины, ему совершенно неважно, примут ли его окружающие.
Некоторые психологи считают, что существует еще одна ступень, которой нет в пирамиде Маслоу. Она связана с положительными эмоциями. То есть, у всех нас есть потребность в получении положительных эмоций любого рода.
Итак, обращая внимание на свои личные потребности, а также на потребности окружающих людей, вы научитесь лучше понимать как себя, так и других. Однако стоит помнить, что каждый человек находится на своей ступени потребностей, и для того, чтобы успешно взаимодействовать с ним, необходимо общаться с ним на языке именно его потребностей.
Предлагаем вам приобрести видеокурс «Лабиринты Судьбы». Он поможет правильно и полноценно построить жизнь, стать сильной, гармоничной личностью и реализовать ваши истинные желания
Читайте также
Оставьте свой комментарий
zhivoeslovo.com
Тема 7. Потребности человека
Информация для размышления
Понятие потребности в психологии. Виды потребностей
Потребности разных порядков. Потребности и эмоционально-мотивационные феномены человеческой психики образуют сегодня один из фокусов научного и общественного внимания. С познанием этих явлений связываются надежды понять психологические механизмы деятельности, научиться предсказывать человеческие поступки и управлять ими. Кроме того, очевидна тесная связь потребностей и эмоций с переживаниями счастья и удовлетворенности человека разными сторонами и сферами жизни.
К сожалению, теоретическая ситуация в рассматриваемой области исследований характеризуется рядом нечеткостей и противоречий, что мешает психологии и связанным с нею наукам дать адекватный ответ на острые практические запросы, касающиеся потребностей и их формирования. В данной статье будут рассмотрены возможные способы упорядочения и реконструкции сложившегося концептуального аппарата и их эвристический потенциал.
В основу определения потребностей целесообразно положить понятия сохранения и развития (совершенствования) субъекта. Научным и обыденным сознанием феномены сохранения и развития воспринимаются как проявления благополучия субъекта, поэтому для обозначения данных процессов и образующих их состояний естественно воспользоваться термином «благо». Этим же термином обозначим те состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (условиями) сохранения и развития субъекта.
Практический и научный интерес представляют главным образом те процессы сохранения и развития субъекта, которые подвержены обратимым нарушениям. Обратимое нарушение, т. е. восполнимое отсутствие какого-либо блага X, как раз и можно назвать «потребностью в благе X»: человек при этом действительно часто требует восстановления нарушенной целостности, прерванного процесса развития или же появления условий, обеспечивающих это восстановление.
Таким образом, потребность в благе X — это отсутствие этого блага в течение определенного периода времени, а благо X — наоборот, отсутствие потребности в нем. Иными словами, наличие блага уничтожает или уменьшает соответствующую потребность, а наличие потребности — соответствующее благо. Использование двух категорий — «потребность» и «благо» — представляется не менее удобным, чем традиционное выделение разных состояний самой потребности — ее дефицита и насыщения, поскольку оно ясно подчеркивает качественную разницу между двумя видами феноменов. Однако это вовсе не исключает возможности выделения их общих черт, что достигается благодаря использованию понятия ценности. Благо — это позитивная ценность (или нечто полезное), а потребность — негативная ценность (или нечто вредное).
Трактовка потребности как негативной ценности часто вызывает возражения на тех основаниях, что напряженные потребности — это необходимые предпосылки переживаний радости и счастья, что существует представление о богатстве потребностей и т. п.
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».
Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.
В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.
Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.
В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».
Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».
Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.
О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.
Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.
Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.
Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.
К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).
Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.
Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.
Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.
Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством. …Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; …рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, — это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей».
Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungs-welle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).
У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели — те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: «…Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: «Сколько существует вещей, которые мне не нужны».
Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:
1) материальные блага для индивидуума и семьи;
2) власть и слава;
3) знания и творчество;
4) духовное совершенствование.
В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям и творчеству; у четвертых — к духовному совершенствованию.
В заключение остановимся на проблеме границ потребностей.
На первых страницах книг по основам экономической науки обычно постулируется, что таких границ не существует. Например, во введении одного из наиболее солидных учебников США по экономике отмечается: «Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между фактически неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей». Аналогичное утверждение высказывают специалисты ФРГ и отечественные авторы. Тезис о безграничности потребностей обычно рассматривается как некая аксиома, из которой выводится необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, что, в свою очередь, предопределяет предмет экономической науки.
Несомненно, что не имеют границ духовные потребности человека, его стремление к знаниям, развитию и применению своих способностей. Что же касается материальных потребностей, то их безграничность нельзя считать очевидной. В мире вещей желания разумного человека с самым богатым воображением достаточно конкретны.
Иногда безграничность потребностей выводят из технического прогресса. Но, создавая новые товары и услуги, он, в конечном счете, выражается в росте среднедушевого потребления энергии и других ресурсов природы. Их количество ограничено и постоянно уменьшается.
Известно, что запасов нефти и многих других полезных ископаемых осталось лишь на несколько десятилетий. Этот факт все более осознается образованной частью населения и не может не влиять на формирование его потребностей.
Для того чтобы доказать необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, совершенно не обязательно исходить из аксиомы о безграничности потребностей человека. Известно, что чем меньше требования аксиом, тем прочнее здание теории. Поэтому в качестве постулата, определяющего задачи экономической науки, вполне достаточно утверждения о том, что потребности людей больше возможностей их удовлетворения.
Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.
Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:
потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;
к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности;
ко второму — потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;
выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;
потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;
базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.
studfiles.net
4 вида потребностей человека — Развивай Мегаинтеллект
Каждый человек обладает большим спектром потребностей. Мы с вами все чего-то хотим, постоянно. Кто-то автомобиль, кто-то шубу. Получить диплом, создать бизнес, написать книгу, выйти замуж, поехать отдыхать, построить дом… и многое-многое другое. Множество потребностей и множество желаний окружают нашу жизнь. Это совершенно естественно.
Потребности необходимы нам, чтобы жить и развиваться. Более того, мы не можем полноценно существовать, не учитывая своих потребностей. Смогли бы вы жить, если бы игнорировали свою потребность в еде и воде? Нет. Так значит стоит удовлетворять все свои желания – спросите вы? Можно делать все, что захочется? Не совсем. Современная массовая культура формирует в нас столько искусственных желаний, которые не имеют ничего общего с нашими истинными потребностями. И потом не все желания приносят нам настоящее удовлетворение и пользу, некоторые из них вредят. Но об этом чуть позже.
Сейчас же мы рассмотрим, какие у нас есть виды потребностей. Они связаны со структурой нашей личности. Ведь мы с вами довольно сложно устроены.
Первый вид потребностей, самый понятный и доступный для реализации: потребности нашего тела. Это еда, вода, чистая окружающая среда, окружение, кров (защита от непогоды), сон и так далее. Все то, что имеет прямое отношение к нашим физическим желаниям. Деться от этих потребностей никуда не получится, но и не надо. Их надо уважать и удовлетворять с одним «но»: любые потребности (в том числе и потребности тела) реализовывать надо «чистым», «гармоничным» образом. То есть в соответствии с закономерностями функционирования нашего физического мира.
любые потребности (в том числе и потребности тела) реализовывать надо «чистым», «гармоничным» образом
Что это значит? Есть здоровую пищу в нормальном (не избыточном) количестве, пить чистую воду, соблюдать режим сна-бодрствования, не иметь вредных привычек, по возможности жить в благоприятной с экологической точки зрения обстановке и так далее. Тогда ваши потребности получат естественную гармоничную реализацию.
А что будет, если не соблюдать «чистую» реализацию? Будет то, что положено быть по вполне естественным законам: усталость, депрессии, болезни различных органов и прочее. Согласитесь, вряд ли у человека, питающегося постоянно трижды в день фастфудом, может быть здоровый желудок, печень, и вес в норме. Сомневаюсь, что у курильщика со стажем здоровые и чистые легкие. А человек, спящий по 4-5 часов утром, в то время, как его организм требует спать по 8 часов и ночью, вряд ли будет румяный и бодрый. Это вполне естественно и закономерно.
Но это лишь малая доля потребностей нашей личности. И далеко не самая важная.
Социальные потребности. Это более тонкие потребности в социальной реализации, общении, дружбе, взаимодействию с другими людьми. Это отношения с родителями, детьми, друзьями, знакомыми, коллегами, учителями в широком смысле, реализация в карьере, работе. Социальная изолированность, одиночество на самом деле очень тяжелое испытание, далеко не каждый способен выдержать долгую изоляцию.
На этом уровне также необходимо реализовывать свои потребности чистым образом, в гармонии с законами мироздания. А именно строить отношения на основе любви, уважения и служения другим людям. Именно поэтому невозможно быть счастливым в отношениях, где присутствует агрессия, недоверие, эксплуатация, упреки, недовольства, безразличие, ненависть, зависть, обида.
По-настоящему чистые отношения приносят счастье обеим сторонам. И стремиться к гармоничным отношениям нужно не только в отношениях с близкими людьми. Учиться служить и любить надо во всех типах отношений (и с коллегами по работе, с подчиненными, с малознакомыми, с соседями), только тогда можно по-настоящему понять природу экологичных отношений.
Потребности разума. У каждого из нас есть потребности знать этот мир, изучать, как он устроен. С этим связано неимоверное любопытство, присущее многим людям. Как? Почему? Откуда? Особенно яркими представителями людей, потребности разума которых стоят на первом месте, являются ученые, исследователи. Они не могут жить без того, чтобы не изучать, не узнавать новое. Но и все остальные также обладают этими потребностями. Наш разум дает нам возможность познавать, анализировать, рассуждать, находить решения.
Есть также экологичные способы удовлетворить эти потребности. Ведь разум можно использовать как во благо (изучать, как правильно жить, придумать что-то полезное для людей), а можно создать сверхмощное оружие массового поражения или синтезировать наркотик. И в том и в другом случае человек получает моральное удовлетворение от того, что сумел сделать что-то особенное, но направляя свою деятельность разума на благие намерения, мы укрепляем его. А в обратном случае разрушаем себя медленно.
И, наконец, потребности души. Самые глубокие и подчас самые забываемые людьми потребности. Они есть у нас у всех. Просто мы обрастаем толстым слоем потребностей других уровней и о душе часто забываем, не слышим ее. Но в каждом из нас эти потребности есть, как бы глубоко они не сидели. Что относится к потребностям души? Познать то, что находится за пределами нашего физического мира, познать и реализовать свое предназначение, познать смысл жизни, иметь высшую духовную цель, миссию и выполнять ее. Искреннее желание служить людям, быть полезным им. Понять, почувствовать и приблизиться к абсолютному началу. Все это разные проявления потребностей души.
На самом деле одна из важнейших наших задач в этом мире реализовывать именно эти потребности, а не обрастать потребностями других типов.
Нереализованность на этом уровне приводит к тому, что при все внешней благополучной жизни человек не ощущает себя счастливым, реализованным, жизнь кажется бессмысленной и пустой. Человек чувствует, что в жизни его не хватает чего-то важного, хотя на внешнем плане все есть.
Более подробно о потребностях мы поговорим позже.
Похожие записи
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
razvitie-intellecta.ru
Потребности человека, их виды и средства удовлетворения
Реферат
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ИХ ВИДЫ
И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
— 2 —
О г л а в л е н и е :
Стр.
1. Введение. 1
2. Виды потребностей человека. 1-4
3. Основы хозяйственной деятельности человечества.
Специализация и торговля. 4-8
4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные
с нею проблемы. 8-10
5. Заключение. Принципы распределения благ. 11
-3-
1. Введение.
Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау- ке — экономике. Он соединил два слова : «эйкос» — хозяйство и «номос» — за-
кон , так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-
ет «законы хозяйства».
Экономика обозначает науку , которая :
1) изучает способы организации деятельности людей , направленной на соз-
дание благ , необходимых им для потребления ;
2) исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для
удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.
В экономической жизни есть три главных участника : семья , фирмы и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-
ность как непосредственно другс другом , так и через рынки факторов про-
изводства (то есть ресурсов ,с помощью которых можно организовать произ-
водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-
ребляются людьми).
Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,
семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –
ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд лю —
дей в конкретных благах.
Поведение людей , их решения в конкретных хозяйственных ситуациях
определяют деятельность фирм , государственных организаций , рынков.
Исследуя поведение людей , экономическая наука помогает людям, фир-
мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики
2.Виды потребностей человека.
Основными потребностями человека являются биологические потребности.
Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей
людей ( необходимость утолить голод рождает потребность в определенных
видах еды ). Первой задачей хозяйственной деятельности ( экономики ) и было
удовлетворение этих нужд.
К числу основных относятся потребности человека :
— в пище ;
— в одежде ;
— в жилье ;
— в безопасности ;
— в лечении при заболеваниях.
Эти потребности необходимы для простого выживания людей , но и они
являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-
шить эти проблемы ; миллионы людей на Земле еще голодают , у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.
Кроме того , потребности человека намного больше , чем просто набор ус-
-4-
ловий для выживания. Ему хочется путешествовать , развлекаться , комфортной жизни, любимого занятия и т.п.
3. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и
торговля.
Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-
ла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на
две группы :
1) даровые блага ;
2) экономические блага .
Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем , чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-
ся : воздух , вода , солнечный свет , дожди , океаны .
Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,
а экономических благ , то есть товаров и услуг , объем которых недостаточен
для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-
личен только в результате производственного процесса . Иногда приходится
перераспределять блага тем или иным способом.
Сейчас люди живут лучше , чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и улучшению свойств этих благ ( продовольствия ,
одежды, жилья и т.д.) .
Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня являет-
ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач , в том числе самой главной задачи- производства все большего объема
жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.
-5-
Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,
свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-
изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».
Существуют три основных факторов производства :
1) труд ;
2) земля ;
3) капитал.
Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству
товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-
можностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта
работы. Для организации производственной деятельности покупается право
на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-
дания определенного вида благ.
Это означает , что объем трудовых ресурсов общества зависит от числен –
ности трудоспособного населения страны и количества времени , которое это
население может отработать за год.
Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-
щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.
Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-
щадями земель того или иного назначения , объемами водных ресурсов или
полезных ископаемых в недрах.
Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический
аппарат , который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-
можностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и соору –
жений производственного назначения , станков и оборудования , железных
дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для
реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.
Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-
ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают
обществу люди ,наделенные способностями правильно оценить, какие новые
товары можно с успехом предложить покупателям , какие технологии произ-
водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.
Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих
проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-
торов производства для создания нужных благ обществу.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-
тичное представление о нем можно составить на основе данных о численнос-
ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.
В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-
ства : информация , то есть все те знания и сведения , которые необходимы
людям для осознанной деятельности в мире экономики.
Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресур-
-6-
сов , люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-
ших элемента : специализацию и торговлю.
Специализация имеет три уровня :
1) специализация отдельных людей ;
2) специализация деятельности хозяйственных организаций ;
3) специализация экономики страны в целом.
В основе всей специализации лежит специализация труда людей , которая
определяется :
а)Сознательным разделением труда между людьми.
б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.
в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей
щей цели.
Впервые разделение ( специализация) труда возникла около 12 тысяч лет
тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-
товодами или земледельцами.
Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.
Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества ?
Во-первых , люди наделены разными способностями; они по разному вы-
полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому
человеку найти ту работу , ту профессию , где он может проявить себя с наи-
лучшей стороны.
Во-вторых , специализация позволяет людям добиваться все большей уме-
лости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ
или оказанию услуг с более высоким качеством.
В –третьих , рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ
меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного
вида работ на другой.
Таким образом , специализация является главным способом повышения
производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде
всего ресурса труда.
Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-
зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-
риода времени.
Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-
рое изготовил работник за единицу времени : за час, за день, за месяц , за год.
Одним из самых значительных изобретений человечества в области спе-
циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство
повышения производительности труда.
Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-
мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после
mirznanii.com
Понятие потребности: их виды и классификация
В мировой экономике существует понятие потребности, которое является очень важным для понимания рынка и его завоевания. Казалось бы, все довольно просто, и нужно всего лишь знать, чего хочет человек. Но на самом деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что потребности могут быть самыми разнообразными, они могут быть даже подсознательными, поэтому к каждой из них нужно искать свой собственный подход. Именно для этого экономисты немало времени на протяжении всей истории современности проводили за изучением того, что представляет собой понятие потребности, как такая потребность выражается и какой именно она может быть.
Что такое потребность?
Понятие потребности на первый взгляд может показаться довольно простым, потому что оно обозначает, в принципе, то, что требуется конкретному человеку в определенный момент времени. Но на самом деле все гораздо глубже, особенно если смотреть на это понятие с экономической точки зрения.
В экономике потребностями называются внутренние мотивы, на которых основывается вся система современного производства. Именно за счет потребностей обеспечивается связь между покупателем, которому нужен определенный товар, конкретная услуга, и производителем, который должен это предоставить.
Собственно говоря, понятие потребности является незаменимым в системе социально-экономических отношений на любом рынке. Потребность – это не просто что-то, что требуется человеку, это определенные товар или услуга, которые необходимы ему в зависимости от его условий жизнедеятельности, от общественных отношений и так далее.
Проще говоря, это отношение человека к его условиям жизни, которое можно охарактеризовать желанием заполучить какой-либо предмет, какую-либо услугу, чтобы испытать от этого чувство удовлетворения и улучшить какой-либо аспект свой жизни.
Классификации потребностей
Понятие потребности человека в экономике описано уже довольно давно, однако при этом определение является лишь общим текстом, затрагивающим только верхушку айсберга. Если углубляться в изучение человеческих потребностей, то стоит выделить различные их виды. Сделать это спонтанно просто невозможно – дело в том, что видов потребностей может быть очень много. А в зависимости от того, с какого угла на них смотреть, их число может возрастать, и они могут пересекаться и накладываться.
Именно для этого и была введена система классификации потребностей. Различных групп за всю экономическую историю было выделено очень много, однако существуют некоторые из них, которые считаются основными и являются общепринятыми. Именно о них и пойдет речь далее.
По субъектам
Понятия деятельности, потребности человека плотно между собой переплетаются, потому что именно за счет деятельности удовлетворяются потребности. Некоторые из них можно удовлетворить самостоятельно, другие удовлетворяют иные люди, которые производят нужный вам товар или предоставляют необходимую вам услугу.
Однако этот взгляд можно назвать довольно однобоким, так как в большинстве случаев люди, когда их спрашивают про потребности, примеряют все на себя и говорят про то, что нужно одному человеку. Но если вы взглянете на классификацию по субъектам, то довольно быстро поймете, что все не так просто, как может показаться.
Да, существуют индивидуальные потребности, то есть те, которые испытывает один человек, которые касаются только него. Однако есть еще, например, коллективные потребности – то, что требуется группе людей. К примеру, рабочий коллектив нуждается в хорошем руководстве, в благоприятной рабочей атмосфере и так далее. Также есть и еще более глобальный уровень – общественные потребности, то есть то, что нужно обществу в целом. Это может быть повышение уровня жизни, снижение цен, отсутствие военных конфликтов и так далее.
Однако классификация по субъектам имеет еще одну большую группу, которая включает в себя предприятия, хозяйства и даже целые государства. Они также испытывают экономические потребности, которые могут быть самыми разнообразными. Предприятие ищет признания на мировом рынке, хочет увеличить прибыль, снизить текучесть кадров. Государство хочет наладить внешнеэкономические связи, увеличить поступления в бюджет.
Вот каким разносторонним может быть понятие потребности. Удовлетворение всего этого не происходит моментально – всегда нужно найти тех, кто захочет удовлетворить ваши потребности, независимо от того, являетесь ли вы индивидуальной личностью или же целым государственным аппаратом.
По объектам
Понятие «потребность» является крайне разносторонним, поэтому и классификации у него имеются самые разнообразные. Если говорить о классификации по объектам, то сразу стоит отметить, что в данном случае потребности делятся на пары. Итак, первая пара – это физиологические/социальные потребности. К первым относятся те, которые нужны человеку, чтобы продолжать свое существование, то есть еда, вода, одежда, крыша над головой и так далее. Что касается социальных, то они не столь важны, но при этом также являются невероятно нужными и становятся гораздо более актуальными, когда удовлетворены физиологические потребности. К ним относятся жажда общения, социализации, необходимость получать новую информацию, оставаться в курсе событий и так далее.
Вторая пара – это материальные/духовные. Первая часть – это материальные блага, разнообразные товары и услуги, в то время как вторая – это творчество, личностный рост, самосовершенствование.
Также стоит выделить пару первоочередных и непервоочередных потребностей. Если вы приобретаете предметы или услуги первой необходимости, которые вам нужны в первую очередь и без которых вам невозможно, трудно или крайне некомфортно будет продолжать существование, то они относятся к первой группе. Если же это не столь важные товары и услуги, которые приобретаются из прихоти, то они относятся ко второй группе.
Пирамида Маслоу
Даже если вы не знали определение понятия «потребность» в экономическом свете, то, вероятнее всего, вы хотя бы слышали, что такое пирамида Маслоу. Это известная во всем мире пирамида потребностей, составленная знаменитым американским психологом Абрахамом Маслоу. Собственно говоря, это наглядное изображение иерархии человеческих потребностей.
Основанием пирамиды являются физиологические потребности, следом за ними идут безопасность и защита, выше следуют социальные, потом – потребность в уважении. Ну и вершиной пирамиды является самореализация.
Принцип пирамиды таков: человеку свойственно испытывать потребность в чем-либо с каждого уровня в порядке возрастания. Это значит, что сначала человек удовлетворяет физиологические потребности, затем обеспечивает себе безопасность и защиту, и так далее.
Таким образом, если у человека не удовлетворены физиологические потребности, он не захочет удовлетворять социальные, а когда у него нет надежной защиты, он не будет думать о самореализации. Пирамида Маслоу максимально ярко обозначает основные потребности. Понятие их в этой классификации признано во всем мире.
По степени реализации
Еще один вид классификации – по степени реализации. Здесь потребности разделяются по принципу того, как и когда человек сможет их реализовать. Например, существуют действительные потребности, которые можно реализовать на текущем уровне развития общества, а есть абсолютные потребности – они возникают из-за дальнейшего развития общества, мотивируя его к прогрессу.
Также стоит отметить платежеспособные потребности, которые можно удовлетворить только при определенном уровне дохода и наличии денежных средств.
Закон возрастающих потребностей
Нельзя говорить о потребностях и не вспомнить про данный закон. Суть его заключается в том, что потребности человека и общества постоянно меняются, возрастают, появляются новые, которые обуславливаются дальнейшим прогрессом и развитием. Этот закон тесно связан с пирамидой Маслоу – у человека появляются потребности более высокого порядка тогда, когда он удовлетворяет потребности более низкого порядка.
Развитие потребностей в двадцатом веке
Закон возрастающих потребностей можно описать на примере развития общества в двадцатом веке. В первой половине столетия доминирующими были материально-вещественные потребности. Начиная с пятидесятых годов стали доминировать социальные потребности, такие как образование, медицина, спорт, развлечения и так далее. А с восьмидесятых люди вышли на новый уровень, так как потребности предыдущих двух порядков можно было удовлетворить без проблем. Поэтому появилось желание развиваться и расти как личность.
fb.ru
Виды потребностей человека
Психология Виды потребностей человека
Количество просмотров публикации Виды потребностей человека — 84
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Виды потребностей человека |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
— Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
— Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей базе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными˸ потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая˸ 1) Первичные (врождённые)˸
— физиологические˸ в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;
— экзистенциальные (от лат. exsistentia — существование)˸ в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
2) Вторичные (приобретённые)˸
— социальные˸ в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности;
— престижные˸ в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
— духовные˸ в самоактуализации, самовыражении, самореализации.
Данная классификация разработана американским психологом А. Маслоу. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке ᴇᴦο подлинно человеческих качеств˸ стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Размещено на реф.рф
Потребности лежат в базе возникновения интересов и склонностей. Интерес (от лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту ᴇᴦο потребности. Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
referatwork.ru